|
*
*
*
"Остяцкая земля"
Исхаков Дамир Мавлявеевич - доктор исторических наук.
*
*
1570 гг
".....Письменные источники по “остякам” Среднего Приуралья - а в
абсолютном большинстве это русскоязычные документы - достаточно
многочисленны и разнообразны. Наиболее ранние из них относятся ко второй
половине XVI в. Это, прежде всего, “Житие св. Трифона Вятского, в
котором речь идет о миссионерской деятельности Трифона (годы жизни -
1543—1612), около 1570-х гг. поселившегося во владениях “муллинских
остяков (от названия речек Муллянок)”. Стр 118.
-
[Но есть и более ранние упоминания Я]
"Так, в
1468 г. воеводы великого князя московского возвращаясь из
похода, совершенного “по Каме на низ”, ходили “воюючи Казанскиа же
места”, и в Белую Волшку ходили воевати”. В это же время “Казанские
Татарове, двести человек, вое-вати же пошли и, дошедъ до тое же Волшки
на конех и пометав туто кони у Черемисы, покидоша из Волшки в судех
вверх по Каме”. В результате столкновения русских с татарами, последние
потерпели поражение и русские “воеводу их Иш-Тулазия изымаша, княже
Тарханова сына”. Имея в виду, что эти события происходили довольно
близко от места проживания “муллинских остяков”, отмечу, что именно они
вели свое происхождение от поколения ... Тарханова..". стр 132
ПСРЛ. -т.11-12. - С.119-120".
*
Далее можно отметить писцовую
книгу Ив.Яхонтава 1579 г., в которой по соседству с землями Строгановых
по ”Сылве упоминаются “сылвенские татары и остяки”, а также их “улус
(под названием “Рожин улус”)........... “Остяки Сылвенско-Иренского
междуречья фигурируют наряду с “татарами” и в “Сибирской летописи” (под
1570, 1572, 1573 и 1582 годами), а также в грамотах - Ивана IV
Строгановым от 1574 г. и в г. Верхотурье от 1598г. Для первых
десятилетий XVII в. (примерно по 1630-е гг.) о “татарах” и “остяках”
этого района имеется целый ряд челобитных и других грамот. Наконец,
документом особой ценности является “Кунгурская писцовая книга
Михаила Кайсарова 1623-1624 гг.”, в которой приводятся
подробные сведения об остяках”.... Пермского кр". Стр 118.
*
1572 год
Например, в “Сибирской летописи” под 1572 г. сообщается:
“... прииде на реку Каму Черемиса и с собою подговориша Остяков и
Башкирцев и Буинцев множество”. Мной было установлено, что под
“остяками” в “Сибирской летописи” имеется в виду именно “остяцкое”
население Сылвенско-Иренского междуречья. Как видим, в данном случае
“остяки” и “башкирцы” упоминаются раздельно. Показательна и грамота,
посланная Строгановым в 1572 г. из Москвы по случаю упомянутого выше
“черемисского нашествия”, в которой вначале “изменники названы
“Черемисами”, “Остяками”, “Башкирцами” и “Буинцами”, а затем, когда
Строгановым предписывается их воевать”, они же определены как
“Черемисы”, “Остяки”, “Ногаи” и “Буинцы”. В итоге получается, что
этноним “башкиры”во втором случае приравнивается этнониму “ногаи”,
а название "остяки” сохраняет самостоятельное значение.
Стр 120.
РГАДА Ф. 1278. Оп. 2. Ед. хр. 5
1572г августа 6 - Указная грамота великого князя Ивана Васильевича всеа Русии,
*
1578 год
Еще два
примера такого же рода относятся к 1578 и 1586 гг. Согласно “ногайским
делам”, в 1578 г. ногайцы “приходили ... в Казанский уезд в остяки на
верх Камы воевать”. Это же событие при более детальной характеристике
описывается так: “по реке Каме на башкирдцы и на остяки Казанского уезда
... И башкирдцы и остяки, собрався, иных побили ...”… " Стр 120.
*
1469 год
".........сообщение из русских летописей за 1469 г. Под этой датой во
многих летописях по поводу сбора войска казанским ханом Ибрагимом,
сказано: - 6978 (1470)"....что подлинно собрался на них хан казанский
Обреим со всею землею своею. Камскою, и Сыплинскою, и с
Костяцкою, и с Беловолжскою, и Вотяцкою, и Башкирскою, и «быть
ему на вас на ранней зоре судовою и конною ратью»" стр 131.
История Российская. Часть 4 - http://kolomna-bibli.../TEXT/T/tw4.htm
*
1618 год
"…. было установлено проживание “остяков” .. в XVI-XVII вв. в бассейнах
рек Сылвы, Ирени, Тулвы. Но по отдельным документам видно, что
остяцко-татарское” население расселялось и несколько южнее указанного
ареала. Так, в “Памяти уфимскому толмачу Ф.Таганееву” от 1618 г.,
говорится о приходе “... торговать на Ирени Уфимского уезду Акъсиевы
волости и Белоканских и Кусщымских и Балакчинских татар и остяков медом
и воском с русскими людьми”. В “кущымцах” и “балакчинцах” легко узнаются
южные соседи “остяков” и “татар” Сылвенско-Иренского междуречья,
известные несколько позже как башкирские племена “кошчы” и
балыкчы”......... Название волости -“Акъсиева волость”, возможно,
происходит от тюркского названия р.Белой-Акидель. В результате
получается, что “остяки”, наряду с “татарами”, жили в начале XVII в. и в
междуречье рек Белой и Уфы - там, где начиная с середины XVII в.
локализовывались “башкирские” племена кошчы, балыкчы, бикатин и
сызгы...........стр 120
-
"...Племя “кошчы”, согласно преданиям, было в близком родстве с балыкчинцами. Несмотря на тесную связь данной группы с этническими
“ормированиями периода 3олотой Орды, “родство” ее с племенем балыкчы”,
отчасти раскрывает “остяцкое” происхождение племени “кошчы”. Об этом же
может свидетельствовать нахождение группы кошчы в первой половине XV в.
в Западной Сибири, …" Стр 127.
-
".......но в XIV в. [14 век начинается с 1301года Я]
......... Племя кошчы в своей истории также пережило период нахождения в
низовьях р.Белой и по р.Ик (напротив г.Елабуга). Там же примерно в одно
время находились и балыкчинцы...... Р.Г.Кузеев стр318, 216-217 ПБН. Стр 128.
*
1621 г
"Архив Санкт-Петербургского РАН, ф,122, оп.1, ед.хр.475. - л.1. Там
сказано: “Се я, Карабай, Абдалов сын, верх-юрманский татарин, да Байса
Акбашев сын, иренский татарин, да Турсунбайко Терегулов
сын, я, Атайко Аскильдеев сын, оба верх-сылвенские остяки”.
По меньшей мере двое из них - один как “татарин” (Карабак Акидалов),
другой как “остяк” (Оскай Аскильдин) - фигурируют и в писцовой книге
1623-24 гг. (См.: Кунгурские писцовые - С.130, 135). Правда, имена их
несколько искажены, но это может быть и результатом трудностей прочтения
для издателя текста книги". Стр 137.
-
"Били нам челом Сылвинские и Иренские ясашные Тотарове Баиска Акбашевъ
да Турсумбайко Терегулов и во всех Сылвинских и Иренских Татар и Остяков
место,..."
1621 Марта 15. Царская грамота в Пермь Великую
*
1623 год
"По писцовой книге 1623—24 гг. под шапкой “Карьев улус” и
“карьевские остяки”, на р.Ирень названы Тойгулды
Терегулов, Ищдевлетко Карьев, Бектеярко Карьев и Елбай
Карьев. Однако они же известны как “татары” - “иренский ясачный
татарин Токилдейко Терегулов” в 1619 г. “иренский татарин Ишдевлет
Карьев и его брат Байтеряк Карьев в 1619 г. “ясачный татарин Енбайко
Карьев” в 1619 г. Та-кое же положение видно и из других документов. Так,
в 1606 г. известны “сылвенские и иренские остяки Акильдейко Ондреев с
товарищи” .. ".Стр 135.
Архив Санкт-Петербургского РАН, ф.122, оп.1,
*
*
"....... данные русских летописей за
1469 г. о сборе
войск казанским ханом Ибрагимом, когда в составе “всей земли”,
подчиненной этому хану, называются “Костяцкая”,
“Беловолжская” и “Бакшырская” (Башкирская) территории, то
подконтрольность северо-западного Приуралья Казанскому ханств” ........Между прочим, даже
из летописного сообщения за 1469 г. видно, что “башкиры” или
“Башкирская” территория, оказались вне рамок “Костяцкой и “Беловолжской”
частей владений Казанского ханства. Стр 150-151.
"От средневековых татар к татарам нового времени Стр.
114 - 174.
*
*
“Костяцкая” земля в Казанском ханстве - Истякский юрт.
*
*
*
1300 гг (Хорезм).
Рабгузи, в предисловии своей книги Киссаи
- 1309—10 годы, написал.
“Дабы было понятно ИСТЯКАМ, пишу на этом языке”.
*
1500гг.(Самарканд)
Рузбехан Исфаганский, живший при дворе Шейбани-хана в
самом начале XVI в., описал жизнь пророков «для народа
иштякского»"
*
1505 г
- Уставная Грамота Перми Великой (Список В. Берха)
- 1-я сгоревшая.
"….а кто взыщет Великопермец или Усолец на гостех на устюжских, или на Вычегжанине, или на Вятчанине, или на Вогуличах, или на Остяках, или на ином каком ни буди, и Наместник на тех Пристава даст и судит и управу чинит его….."
*
1553 г
декабря 26, - Уставная грамота Перми Великой
- дубликат
"... великий князь Иван Васильевич....А хто взыщет великопермец или усолец на гостех на устюжских или на вычегжанине , или на вятченине, или на вогуличах, и на остяках, или на ином на ком нибуди, и наместник на тех пристава даст и судит, и управу чинит."
*
1623 год - (Карьев улус) - Перепись Перми Великой 1623-1624
Истякский молельный камень указан, как "межевой столб"
вотчин
(еще не мусульмане)
ГАПО - Ф. 16. ОП.1. Д. 198. Л. 35-39.
ГАПО - При не работающем сайте "ЭХО
ВЕКОВ"
-
Согласно родословной росписи племени Балыкчи и Сыскы
после 1650-х годов, началось знакомство с исламом - "началось наречение арабских
имен".
*
1636 г.
- Возвышение Соли Камской
"Кунгурского уезда, распространялись....на запад — до Сылвы, Шаквы,
Ирени и других рек, смешиваясь там с поселениями Татар и одноплеменных
Остяков."
*
*
*
Об этнониме ИСТЯК.
Нам без разницы кто, где, когда и
как его произносил и произносит: - иштек, эштек, остяк, кто по особенности речи своего народа,
кто просто по неведению, а кто и по злому умыслу.
-
К счастью у ИСТЯКОВ ПЛЕМЕНИ БАЛЫКЧИ нет проблем с произношением
буквы "С" в собственном этнониме, как ИСТЯК,
как нет проблем с произношением буквы "Ч" в именах
своих пра.....дедов: -
БАЛЫКЧИ, КЮЧКИЛЬДЫ, ТЮЛЬКЮЧУРА, ЧИНМУРЗА ........
*
*
Д.М Исхаков стр 131
"........Стало быть табынцы, бывшие частью золотоордынских или кыпчакско-ногайских групп, были сильно перемешаны с более ранними тюркско-угорскими группами. Совершенно не случайно обнаружение Д.Г.Тумашевой в Тюменской обл. таких топонимов, как Пигэтин (Бикатун), Юрмы, Иштэк (названия татарских деревень Вагайского района)."
-
Д.М.Исхаков - вцепившись в высказывание Р.Г.Кузеева об истяках,
проделал титанический труд и выложил документы подтверждающие
родословную роспись племени Балыкчи, за последние 550
лет, а также доказал,
что -
ИСТЯКИ БАЛЫКЧИНЦЫ, самостоятельный древний этнос из
господствующей золотоордынской группы азиатских племен.
-
От столкновения самолюбий двух гигантов истории, истяки балыкчинцы получили документы для подтверждения родословной
росписи своих прадедов.
*
*
А с помощью ДНК!!!,
вставшей на службу этнографии, удалось:
-
1. Задокументировать родословную роспись племени и занять свое место в
истории.
2. Доказав, что родоначальник племени Балыкчи табынский бий, и
этим потвердеть документы опубликованные
Д.М.Исхаковым, что истяки балыкчинцы "часть золотоордынских или
кыпчакско-ногайских групп".
3. Доказать, что
ИСТЯКИ племени
БАЛЫКЧИ ничего общего не имеют с ранее высказанными
определениями касаемо нашего племени
разными этнологами и разного сорта любителями от науки, на основании этимологии, созвучии и
болтологии.
4. Доказать, кровнородственность всех родов племени и
принадлежность его к роду
R1a1a - Z2123>>>>Y8705
*
*
*
А вот территория расселения племени
перечисленная в родословной росписи Балыкчи-бия (от Акбашево Пермский
край до Байки Караидельского р-на) Задокументированная разными
документами Российской империи, от города Перми до города Уфы.
*
*
1570год - г. Пермь
“Житие св. Трифона Вятского, в котором речь идет о миссионерской
деятельности Трифона (годы жизни - 1543—1612), около 1570-х гг.
поселившегося во владениях “муллинских остяков (от названия
речек Муллянок)”.
Д.М.Исхаков стр.118.
Исхаков Дамир Мавлявеевич - доктор исторических наук.
*
1623г - Рожин улус.
"10. Юрт Атламыша Рожина21; ясаку22 шесть куниц. А вотчина у них у всех
Рожинских23 остяков река
Шаква от вершины и до устья реки до
Сылвы, по
обе стороны, на сто пятьдесят верст с бортные ухожеи24, и звериными и с
рыбными ловлями, и з бобровыми гоны".
Токбай и Елкабай Янобаевы
(таныпские роды)
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/res/fck/File/54.JPG
-
1623г - Карьев улус.
да в тойже их вотчине в
речку Ирень
впала речка Тарт.....едучи
вниз по Каме выше реки Осы, а вершина межа -
речка Чевчавил, едучи
Тулвою вверх по обе стороны
Тулвы...да в той вотчине ходит судерев
Бехтелибех Темиров.......
На реке на Ирене
же и в Карьеве улус.. ...Юрт
Тойгулды Терегулов,
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/res/fck/File/55.JPG
ГАПО
- Ф. 16. О. 1. Д. 198. Л. 35-39 - фото №4 и №5
*
1623г
- Река Сарс
(ныне
Аскинский район)
Карьев улус на Ирене же юрты:
74. Юрт Акильдея Андреева..с ним же сын Тойгелда да внук Тигуш, его
Акильдеевы два сына холосты Каракыш да Кучим.
75. Юрт Бектелы Бектемирова, да с ним же племянник ево, Контка
Бектемиров. да брат
Кошкилдейка Бехтемиров.........
да под Уфимским волоком,
на
речке на Сарсе........
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/res/fck/File/55.JPG
-
и Сарсинская вотчина вся
Акильдеева же со всеми угодьи,
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/res/fck/File/56.JPG
а знамя Акильдеева в той вотчине и знамя
Бектелы Бектемирова
(род тюлькэ)
ГАПО
- Ф. 16. О. 1. Д. 198. Л. 35-39 - фото №5 и №6
*
1618 год
“Памяти уфимскому толмачу Ф.Таганееву” от 1618 г., говорится о приходе
“... торговать на Ирени Уфимского уезду Акъсиевы волости ....... и
Балакчинских …остяков медом и воском с русскими людьми”. В “кущымцах” и
“балакчинцах” …, балыкчы, ..и сызгы”
- Д.М.Исхаков стр.120.
Исхаков Дамир Мавлявеевич - доктор исторических наук.
*
1586 год - Город Уфа.
А вот земли, непосредственно примыкавшие к городу со стороны р.Уфы –
«по Уфе реке, на городовой стороне» - все еще оставались а руках прежних
владельцев, башкир Балыхчинской
и Таныпской волостей"!!!
РГАДА, Ф.615. Оп.1.Д.12157. Л.6 об.
«Города-крепости юго-востока России в 18в».Уфа «Китап» 1997. Стр57.
Буканова Роза Гафаровна - доктор исторических наук.
*
"Происхождение башкирского народа". Р.Г.Кузеев стр 338
[.."Уннарские башкиры в XVI— XVII вв. и
раньше занимали большую территорию в треугольнике между нижним течением
р. Уфы и Белой"...] Как
видим рядом с
землями также принадлежащих
балыкчинцам Балыкчинской и Таныпской волости. Отсюда становится ясно,
кто были реальные хозяева этой земли и откуда у
старшин левобережья реки Уфы, тамги и ДНК истяков племени Балыкчи.
*
*
"Горные башкиры с резкими чертами, с прямым носом, иногда горбатым или орлиным, в большинстве случаев длиннолицы; глаза кapиe и темно – кapиe (с черным оттенком), цвет волос у них преимущественно черный. Они высоки ростом, стройны, ловки, отличаются быстрыми энергичными движениями".
Кое-что о Башкирии.
Издание Уфимского губернского статистического комитета 1903г.
Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. (9965-53)
*
*
Из вышеперечисленного видно что ИСТЯКИ самостоятельный древний
этнос.
*
НИ ЧЕГО ОБЩЕГО НИ С УГРАМИ, НИ С ХАНТАМИ ИСТЯКИ НЕ ИМЕЮТ!
*
Писцовая книга Михаила Кайсарова 1623-1624 гг.
ГАПО - Ф. 16. ОП.1. Д. 198. Л. 35-39.
ГАПО - При не работающем сайте "ЭХО
ВЕКОВ"
*
*
*
*
|